Анализ воспитательно-образовательной работы за 2015-2016 уч.год.

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                                                                                                      «ДЕТСКИЙ САД № 166» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

 

РОССИЯ, 443063, г. САМАРА, пр. ЮНЫХ ПИОНЕРОВ, 77

тел.: (846) 951-96-36  факс: (846) 951-96-36   e-mail: kindergarden_166@mail.ru

 

 

Анализ воспитательно-образовательной работы

МБДОУ «Детский сад № 166» г. о. Самара

за 2015-2016 учебный год

 

Ст. воспитатель МБДОУ №166:

 Королькова Н.В.

 

 

 

 

Самара, 2016

 

 

Воспитательно – образовательный процесс в МБДОУ «Детский сад № 166» планируется и проводится по основной образовательной программе – образовательной программе дошкольного образования принятой на педагогическом совете ДОУ 31.08.2015 г., а так же примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Успех», в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации», с Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», СанПиН СанПиН 2.4.1.3049-13, Устава ДОУ, годового плана воспитательно – образовательной работы.

                В 2015 – 2016 учебном году в детском саду функционирует 4 группы наполняемостью – 110 детей. Младшая группа «Солнышко» - 30 воспитанников, средняя группа «Ромашка» - 27 воспитанников, старшая группа «Жемчужинка» - 30 воспитанников, подготовительная к школе группа «Пчелка» - 23 воспитанника.

Численный состав педагогов, работающих в детском саду (кроме педагогов, находящихся в декретном отпуске), составляет – 10 человек.

             Образовательный уровень работающих педагогов: высшее образование-5, среднее-специальное-5, учатся в ВУЗе-1.

             Квалификационный уровень педагогов: высшая категория-4, первая категория-4, без категории-2. Курсовую подготовку по ИОЧ в 2015-2016 учебном году прошли 3 педагога: Фахрутдинова О.А., Каширина С.В., Ибрагимова В.Р.

      В этом учебном году повысили свой квалификационный   уровень два педагога: воспитатель Савченко С.В. и старший воспитатель Королькова Н.В. Им присвоена высшая квалификационная категория.

В 2015-2016 учебном году педагогический коллектив в детском саду, согласно годовому плану, решал следующие задачи:

1.Продолжить работу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья дошкольников в соответствии с задачами ФГОС ДО, путем повышения роли родителей в оздоровлении детей и приобщение их к здоровому образу жизни.

2.Совершенствовать социально-коммуникативное развитие дошкольников через их включение в систему социальных отношений и комплексную систему освоения культурного наследия народа средствами музейно-краеведческой работы и театрально-игровой деятельности.

3.Формировать современную предметно-развивающую среду в группах с целью создания условий для реализации всех направлений развития детей в соответствии с ФГОС ДО.

Для решения задачи по охране жизни и здоровья детей в ДОУ в течение учебного года осуществлялась многоплановая работа, которая включала реализацию здоровьесберегающих технологий, профилактическую работу, соблюдение санитарно – гигиенических условий, режима дня, закаливающие и физкультурные мероприятия, обеспечение дифференцированного подхода к детям с учётом состояния их здоровья, физического развития. Воспитатели всех возрастных групп проводили закаливающие мероприятия, дыхательную гимнастику, гимнастику после сна. Педагоги вели работу, включающую в себя формирование культуры движений, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью.

В работе с детьми широко использовались различные виды физкультурных занятий, которые дополняли и обогащали традиционные формы двигательной деятельности: день здоровья «Путешествие в Спортландию», «Вместе с птицами играем», «Королевство волшебных мячей», наряду с этим внедрялись в практику инновационные технологии образования и оздоровления детей. Здоровьесберегающие технологии представляют собой систему мер по охране и укреплению здоровья детей и включают в себя:

-оптимальные условия жизнеобеспечения детей;

-формирование основ здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников.

 

Использование данных технологий наглядно продемонстрировала воспитатель Фахрутдинова Ольга Александровна в ходе открытой ОД с детьми подготовительной к школе группе. В непосредственную деятельность были включены дети старшей, формой организации стала эстафета «Клуб веселых и находчивых». Воспитатель сумела таким образом вызвать интерес у детей, что все воспитанники с увлечением включились в игру знатоков, с удовольствием решали познавательные задачи и участвовали в спортивных состязаниях. По замыслу Ольги Александровны и в соответствии с интересами деятельность детей плавно перетекала от одного вида к другому, что говорит об успешном применении на практике основного принципа организации ОД – интеграции образовательных областей. В данном контексте мы можем говорить об интеграции таких областей как «Здоровье», «Физическое развитие», «Познание», «Безопасность».

В рамках совместной работы с родителями воспитанников, в соответствии с годовым планом, был организован турнир между командами пап и сыновей «Бравые солдаты», который представлял собой модель совместной спортивно – игровой деятельности для пап и детей, поведенный педагогом Фахрутдиновой О.А. под руководством старшего воспитателя. В ходе праздника дети старшей и подготовительной группы продемонстрировали военно – спортивную выправку, строевые навыки соответственно возрасту, а также посостязались в командах в силе и ловкости вместе со своим папами. В перерывах между состязаниями вниманию пап и мам, которые присутствовали в качестве болельщиков, были предложены музыкальные номера, подготовленные воспитанниками групп.

 Это мероприятие помогло создать атмосферу творческого взаимодействия с родителями, привлечь их к участию в работе ДОУ, показало планомерность работы педагогов ДОУ.

В рамках решения годовой задачи в вопросе сохранения и укрепления здоровья активно велась работа с родителями:

1.Организована фотовыставка «Быть здоровым я хочу, сам себе я помогу!»

2.Проведен конкурс рисунков «Зимние виды спорта»

3.Осуществлен опрос родителей на предмет взаимодействия семьи и детского сада в вопросах сохранения здоровья. Родителям был предложен ряд вопросов, касающихся частоты заболеваемости детей, причин заболеваний, актуальных вопросов здоровья и физического развития дошкольников, закаливающих процедур, приемлемых для ребенка дошкольного возраста, а также наиболее интересные формы сотрудничества семьи и ДОУ.

В рамках решения задачи в период с 14 января по 25 января 2016 г. в МБДОУ осуществлялась тематическая проверка «Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в группах ДОУ». Тематический контроль  показал, что: педагоги групп грамотно и целесообразно используют инновационные технологии в области формирования основ ЗОЖ у детей и родителей. Для детей в группах созданы удовлетворительные результаты, отмечается разнообразие игр, оборудования, пособий.

Вторая задача ДОУ в 2015-2016 учебном году заключалась в оказании содействия в освоении детьми патриотических начал через включение дошкольников в систему социальных отношений и комплексную систему освоения культурного наследия народа средствами музейно-краеведческой работы и театральной деятельности.

Основные направления и пути реализации:

- формирование первичных представлений о семье, родственных отношениях и взаимосвязях, о семейных традициях;

- формирование первичных представлений о государстве (о «малой» и «большой» Родине, ее природе и многонациональном характере) и принадлежности к нему;

- развитие сюжетно – ролевой, режиссерской и театрализованной игр как способа освоения детьми социальных ролей и средства развития личностных качеств и творческих способностей дошкольников.

В рамках данных направлений в течение года были реализованы следующие мероприятия:

1.Реализация проектов «Самара – наш любимый город!» (подготовительная к школе группа), «Мой детский сад» (средняя группа), «Космические дали» (старшая группа), «Птичья столовая» (младшая группа).

2.Организованы выставки детского творчества: «Россия – Родина моя», «Народные промыслы», «Фантазии о космосе», «Поклонимся великим тем годам», «Когда мы едины – мы непобедимы!», фотовыставки: «Мамины руки не знают скуки», «Мой папа – защитник Отечества», экспозиция мини-музея «Космос в моей жизни».

 3.Проведены консультации для воспитателей «Оснащение уголка по патриотическому воспитанию детей в группе ДОУ» (воспитатель Каширина С.В.), «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» (воспитатель Савченко С.В.), «Взаимодействие педагогов и родителей – важное условие рождения гражданина» (воспитатель Каширина С.В.).

4.Силами театральной студии «Волшебный клубок» были организованы фольклорные праздники: «Хоровод у березки», «Широкая Масленица», «Пасхальный звон», «Рождественские святки». Традицией детского сада стало проведение театральной недели «Играем в театр», где педагоги выступают в роли режиссера, а воспитанники – в роли актеров.

4.Открытые просмотры ОД: «Самара – наш город родной» - Нехорошкина А.Е., «Белая березка под моим окном…» - Каширина С.В., «Животные российских лесов» - Куманева А.Г., к организации которых воспитатели подошли творчески и нестандартно: деятельность в форме путешествия по городу Самаре и российским лесам с использованием ИКТ.   Подобная организация деятельности с дошкольниками способствовала не только возникновению непосредственного интереса в ходе работы, но и дальнейшей мотивации в изучении культурных традиций Самары, природы и животного мира своей страны.

5.В соответствии с годовым планом работы МБДОУ №166 г. о. Самара, положением о смотре – конкурсе оформления уголка по патриотическому воспитанию детей на уровне МБДОУ №166 г. о. Самара 03.04.2016 г. был проведен смотр – конкурс патриотических уголков.

Цель смотра – конкурса: приобщение детей дошкольного возраста к наследию русского народа; воспитание нравственно-патриотических чувств у воспитанников.

Во всех возрастных группах педагогами проведена большая работа по оформлению и пополнению нравственно-патриотических уголков: собран обширный материал по данной теме (альбомы с семьями воспитанников; выставки «генеалогическое древо семьи»; тематические папки по данному направлению; подобрана художественная литература про богатырей, былины, русские народные пословицы и загадки, знаменитые люди Самары, фотоматериал «Моя Самара», «Улицы родного города», «Достопримечательности Самары».

По итогам смотра были отмечены подготовительная к школе группа (воспитатели Фахрутдинова О.А., Гришина В.К.) и младшая группа (воспитатели Савченко С.В., Ибрагимова В.Р.), педагоги раскрыли заявленные критерии конкурса.

6. Так же в рамках решения задачи были проведены мероприятия, посвященные Дню Победы:

-акция «Бессмертный полк», конкурс семейных проектов «Никто не забыт, ничто не забыто…»;

-изготовление праздничных открыток для ветеранов «Сирень Победы»;

- выставка детских рисунков «Миру – ДА!»;

-в мини-музее ДОУ была организована экспозиция «Дети герои войны».

-музыкально-поэтический вечер, посвященный Дню Победы;

Своеобразным итогом работы в данном направлении стал педагогический совет на тему «Развитие у воспитанников нравственно-патриотических чувств средствами художественной литературы, познавательно-исследовательской деятельности». В совместной работе педагоги говорили о ценностных приоритетах в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников, обсуждали проблемы патриотического воспитания в условиях введения ФГОС, делились опытом работы.

В ходе реализации задачи в течение учебного года педагоги пришли к выводу, что знакомство детей, начиная с дошкольного возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, способствует духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников.

При создании предметно-пространственной среды в нашем детском саду педагогический коллектив руководствовался требованиями ФГОС ДО. В соответствии с ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ, материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду. Обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. В связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты педагогический коллектив наметил план работы по совершенствованию предметно-развивающей среды.

На этапе формирования предметно-развивающей среды в ДОУ была организована творческая деятельность всех педагогов.

Следующим этапом было проведение педагогического совета по теме: «Инновационные подходы к созданию и совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ», на котором педагоги провели самоанализ построения предметно - пространственной среды в своих группах.

Затем педагоги старались подобрать различные варианты, позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство группы. Зонирование помещений было продумано и решено таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных, исследовательских и творческих способностей, располагались в разных функциональных зонах.

Анализируя развивающую среду в группах детского сада, мы убедились, что в большинстве групп она соответствует требованиям ФГОС ДО. Насыщенность среды групп соответствует возрастным особенностям детей, имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря и обеспечивает детям игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики.

Она обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей. Развивающая среда построена таким образом, чтобы дети имели возможность самостоятельно познакомиться с различными явлениями, животным и растительным миром, деятельностью людей. В уголке книги дети рассматривают альбомы, книги познавательного характера, энциклопедии, справочники.

Все группы оснащены:

  • материалами и оборудованием для игровой деятельности;
  • материалами и оборудованием для продуктивной деятельности;
  • материалами и оборудованием для познавательно-исследовательской деятельности;
  • материалами и оборудованием для двигательной активности.

Познавательное развитие

Педагоги организуют совместную познавательную деятельность с детьми: наблюдения, опыты и эксперименты, чтение художественной литературы, моделирование, решение проблемных ситуаций.

Педагогами созданы авторские развивающие пособия и игры, дидактические игры, макеты.

Для детской экспериментальной деятельности в каждой группе имеются уголки «Юных следопытов». Здесь педагоги вместе с детьми изучают свойства воды и воздуха, особенности почвы, рассматривают под микроскопом насекомых. Для проведения опытов и экспериментов подобраны картотеки, наборами для экспериментирования и исследования (воронки, пипетки, пробирки и т.д.).

В уголке математики имеются развивающие игры на воссоздание геометрических фигур, образных и сюжетных изображений: «Волшебный круг», «Сложи квадрат»; на классификацию и сериацию игры «Город», «Собери цветок»; на сортировку чисел по возрастанию (убыванию) «Алгоритмы»; на сложение и вычитание игры «Домино».

Речевое развитие

Серьезное внимание педагоги уделяют развитию у детей всех компонентов речи. Созданы необходимые условия для реализации образовательной области «Речевое развитие».

В каждой группе имеются картотеки: артикуляционной гимнастики, речевые игры, дыхательной гимнастики, пальчиковые гимнастики по лексическим темам. Различные атрибуты для работы с детьми: атрибуты для дыхательной гимнастики, для развития мелкой моторики, игры для обогащения словаря, для развития связной речи, настольные игры для развития речи, различные виды театра.

Педагоги используют развивающие методы и приемы, способствующие развитию речи: игры типа «Угадай, кто я», отгадывание по типу «Что в волшебном сундучке?», сочинение загадок, рассказов, стихов.

Развивающая среда в группах постоянно пополняется, обновляется: детские работы, альбомы, коллажи, стенды используются в оформлении групп и имеют развивающее направление.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

В детском саду создаются специальные условия для своевременного социального развития детей. Взаимодействие с ребенком построено на разных уровнях: ребенок – ребенок, ребенок – взрослый, ребенок – окружающий предметный мир, ребенок – природный мир. В группах имеются комплекты дидактического материала по патриотическому воспитанию, комплектами демонстрационного материала по темам (дети, труд взрослых, мир вокруг нас, дорожное движение), в ДОУ организован мини – музей «Русская изба».

Художественно – эстетическое развитие 

В младшей группе нашей основной задачей является вызывание интереса к процессу изобразительной деятельности, в средней группе – интерес к результатам своего труда, совместного творчества со взрослыми и другими детьми, в старшей группе – желание отобразить задуманное, возможность быть понятным для окружающих, быть увиденным и востребованным.

В каждой группе имеются трафареты, шаблоны, штампики из различных материалов, которые позволяют детям самим создавать, строить симметричные изображения разными способами, экспериментировать с формой и цветом, вызывают желание детей освоить различные техники изображения. В театральном уголке наборы различного кукольного театра. В музыкальном уголке имеются музыкальные инструменты (бубен, игровые ложки, маракас, треугольники, музыкальные колокольчики, металлофон, наборы перчаточных кукол). Уголок художественного творчества с разными видами бумаги, книжками-раскрасками, карандашами, фломастерами, пластилином, мелками и т.д.

Физическое развитие

Используем различные методы и приемы, эффективно влияющие на формирование нравственно-волевых качеств детей старшего дошкольного возраста. Обогащение развивающей среды: обручи, мягкие модули, кубики, ленты, флажки, мячи, скакалки, мешочки с песком.

Дошкольники обязательно должны двигаться, поэтому во всех группах имеются спортивные уголки, которые оснащены оборудованием для физического развития детей, в небольшом количестве присутствуют мячи, обручи, кегли, скакалки, дартц, баскетбольные корзины.

 

         Анализируя развивающую среду в группах детского сада, можно сказать, что в большинстве групп она соответствует требованиям ФГОС ДО. Она обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения. Однако двигательная активность среды минимальная, это зависит от площади нашего детского сада и, соответственно групп. В перспективе мы бы хотели видеть развивающую предметно-пространственную среду еще более совершенной: планируем пополнить среду ДОУ приобретением современного игрового оборудования.

Наряду с этим, в течение года воспитателями в соответствии с годовым планом ДОУ и тематическими неделями осуществлялось педагогическое сотрудничество с родителями посредством организации выставок семейных работ, конкурсов в рамках реализации педагогических проектов, фотовыставок и фотоотчетов, консультаций в родительских уголках:

- семейные фотоархивы «Лето – маленькая жизнь»;

- акция «Здоровая семья-здоровые дети»;

- викторина «Мне не страшны преграды, если мама рядом!»;

-турнир команд пап и сыновей «Бравые солдаты»;

-консультации для родителей «Формирование навыков самообслуживания в семье», «Современная модель комфортной адаптации детей в ДОУ», «Компьютерные игры – за и против» и другие.

    Методическая работа, осуществляемая в течение учебного года, органично соединялась с повседневной практикой педагогов. Одной из главных задач в деятельности старшего воспитателя Корольковой Н.В. стало оказание реальной, действенной помощи всем членам коллектива:

-аттестация педагогических работников;

-разработка конспектов ОД;

-подготовка педагогов к участию в конкурсах различного уровня;

-проектная деятельность;

   - работа педагогов над темами самообразования;

     Педагоги и воспитанники ДОУ активно участвуют во всех конкурсных мероприятиях на уровне района и города, за что  были отмечены грамотами и дипломами:

  • городской конкурс методических разработок «Игра – дело серьезное» (участники: педагоги Куманева А.Г., Каширина С.В., Савченко С.В.);
  • городской конкурс детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Огонь – друг, огонь – враг» (победители конкурса: 1место Секанькина Ксения подготовительная к школе группа, педагог Фахрутдинова О.А. и 2 место Аношина Елизавета подготовительная к школе группа, педагог  Фахрутдинова О.А.);
  • городской фестиваль «Педагогический старт» (участник ст. воспитатель Королькова Н.В.);
  • городской конкурс детских творческих проектов «Я узнаю мир» (участник педагог Савченко С.В.);
  • VI городской этап областного конкурса организаторов воспитательного процесса «Воспитать человека» (участник ст. воспитатель Королькова Н.В.); 
  • районной фестиваль «Мир глазами ребенка» (участники: Рязанцев Тимур старшая группа, педагог Зинькова О.В., Ванина Анастасия подготовительная к школе группа, педагог Фахрутдинова О.В., призер фестиваля Аношина Елизавета подготовительная к школе группа, педагог Ибрагимова В.Р.);
  • городской детский экологический форум «Зеленая планета-2016» (участники: Андреева Злата подготовительная к школе группа, педагог Фахрутдинова О.А., Сорокина Регина старшая группа, педагог Ибрагимова В.Р., Емец Мария средняя группа, педагог Каширина С.В.);
  • в районный отборочный этап городского конкурса «Безопасное колесо» (2 место);
  • городской фестиваль художественного творчества среди работников МОУ г. о. Самара «Ярмарка талантов» (участник музыкальный руководитель Ильченко И.Н.);
  • 2 место от администрации Промышленного внутригородского  района 

г. о. Самара в конкурсе на лучшее праздничное оформление предприятий, организаций и учреждений Промышленного района к Новому году и Рождеству.

В течение года педагоги ДОУ принимали участие в городских семинарах, в межрегиональных научно-практических конференциях:

  • «Дошкольное образование: ОТК-2015-Образование. Технологии. Качество» г. о. Жигулевск (участники: педагоги Каширина С.В., Фахрутдинова О.В.);
  • «ФГОС дошкольного образования: обновление содержания образовательной деятельности» г. о. Самара (участник педагог Ибрагимова В.Р.);
  • городской методический марафон «Развитие детей раннего и дошкольного возраста в разнообразных видах деятельности» (участник педагог Савченко С.В.).

Проведенный анализ деятельности за 2015-2016 учебный год показал, что годовой план работы ДОУ реализован в полном объеме, поставленные перед коллективом задачи выполнены.

Для дальнейшего внедрения современных технологий, творческого воспитания и обучения детей, повышения мастерства педагогов поставим перед собой цель и годовые задачи на 2016-2017 учебный год.